Дайвинг в Феодосии
Как мы уже писали ранее, занятия дайвингом в Крыму возможны во множестве мест: в окрестностях мыса Тарханкут, в бухтах Севастополя и Балаклавы, около Ялты и Гурзуфа… Но не все знают, что и около Феодосии возможны интересные подводные погружения как для новичков (включая даже детей), так и для продвинутых ныряльщиков. Что здесь можно увидеть?
Корабль с именем известного пацифиста
Жан Жорес (1859-1914) — социалистический деятель, борец против милитаризма, национализма и антисемитизма, философ и историк. В 1904 году основал газету «Юманите» — одно из самых популярных левых изданий во Франции. Боролся за предотвращение мировой войны, но отношения Жореса с немецкими социал-демократами создали ему репутацию агента Германии. В 1914 году Жорес был застрелен французским националистом Раулем Вилленом. В 1919 году тот был оправдан – суд посчитал убийство противника войны вкладом в победу. Виллен поселился на острове Ибица, где во время испанской гражданской войны он был расстрелян республиканцами за шпионаж.
Жорес стал символом неприятия братоубийственной бойни, многие улицы городов Франции и СССР были переименованы в его честь. А его фамилию использовали как имя (нобелевский лауреат Жорес Алфёров, советский диссидент Жорес Медведев, советский и российский писатель Жорес Трошев). Грузовой двухпалубный теплоход, спущенный на воду в 1930 году в Ленинграде, также был назван в честь Жана Жореса.
В 1931 году судно вошло в состав Балтийского пароходства, в 1932 году совершило дальний рейс в Гамбург. Затем были Киль (Германия), Лондон (Великобритания), Альхесирас (Испания), Стамбул (Турция). В 1933 году «Жан Жорес» доставил из Генуи в Одессу писателя А.М. Горького, возвращавшегося с семьей домой после лечения заболевания лёгких. В 1935-36 годах постоянным для корабля было направление Ленинград – Нью-Йорк. До начала ВОВ «Жан Жорес» осуществлял перевозки зерна из Украины и Крыма в Западную Европу.
В июле 1941 года теплоход вошел в состав Черноморского флота, на его корме установили пулемёты и 45-миллиметровые пушки. В 1941 году судно участвовало в эвакуации населения из приморских городов, доставляло продовольствие защитникам Одессы и Севастополя. В 1942 году теплоход одним из первых высадил Керченско-Феодосийский десант в Крыму.
В свой последний рейс корабль отправился 14 января 1943 года: он должен был доставить вооружение и боеприпасы из Новороссийска в Феодосию. Частично разгрузившись в Феодосии в ночь с 15 на 16 января, «Жан Жорес», опасаясь налёта авиации противника, вышел в море и к вечеру лёг на обратный курс. 16 января при заходе в феодосийский порт теплоход подорвался на магнитной мине. Взрыв унес жизни 40 человек, выживших забрали катер «Кабардинец» и тральщик «Геленджик».
Надстройки теплохода находятся на глубине 6 м, трубы долгое время выступали из воды. В 1977 году моряками АСС КЧФ были срезаны мачты и сняты крышки трюмов, в 1978 году рассматривалась возможность поднятия судна. Но после исследования объекта водолазами было решено не поднимать «Жан Жорес» из-за возможной детонации боеприпасов.
Многие годы теплоход оставался страшной угрозой для Феодосии. Когда осенью 2007 года водолазы специального Керченского морского отряда МЧС обследовали судно, они обнаружили артиллерийские орудия, противотанковые авиабомбы, снаряды, гранаты и т.д. В октябре 2015 года началось разминирование корабля. Целый месяц команда из 34 человек поднимала опасный груз (61 103 взрывоопасных предметов), который затем уничтожили на военном полигоне вблизи мыса Опук. 7 ноября 2019 года сотрудники МЧС России отчитались о полном завершении работ.
Однако любители экстрима погружались на корабль и ранее. Поднятые с судна предметы пользуются популярностью: в районе Центрального рынка Феодосии в баре «Капитан» и ресторане «Каравелла» находится целая экспозиция, также ряд предметов можно увидеть в гостинице «Адмиральская» на Адмиральском бульваре. Судно покоится на дне Феодосийского залива в 850 м от набережной, место затопления обозначено буем. Каждый год дайверы прикрепляют к нему траурный венок. Корабль лежит на глубине не более 15 м и доступен для начинающих ныряльщиков.
Нами потоплен «Красный Кавказ»!
Лёгкий крейсер «Красный Кавказ» был спущен на воду в 1916 году, а введён в эксплуатацию только в 1932 году, так как строительству помешала Первая мировая и гражданская войны. «Красный Кавказ» стал последним из строившихся в царской России кораблей, завершенных уже при советской власти.
В 1933 году крейсер совершил поход из Севастополя. в Стамбул (Турция), Пирей (Греция) и Неаполь (Италия). Во Вторую мировую войну корабль базировался на Черном море, где принимал участие в постановках мин, обстреливал немецкие войска, участвовал в высадке десанта морской пехоты, перевозке машин, продовольствия и боеприпасов, а также эвакуации гражданского населения и раненых бойцов из Крыма (всего за годы войны – около 25 000 человек).
Так, в декабре 1941 года «Красный Кавказ» высадил 1 586 человек десанта с техникой в Феодосии. В январе 1942 года крейсер был отправлен в одиночку, без прикрытия для доставки в Феодосию 224-го отдельного зенитного дивизиона ПВО. Судно подверглось атакам пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и получило тяжёлые повреждения, вследствие чего было переведено в Поти для капитального ремонта. В апреле 1942 года крейсеру было присвоено звание гвардейского корабля.
В 1947 году устаревший крейсер был переведен в категорию «учебный корабль», а с 1951 года служил в качестве условной мишени. В ноябре 1952 года «Красный Кавказ» затопили при испытаниях ракетного комплекса «Комета» («КС-1» на «Ту-4К») в 15 милях к югу от мыса Чауда, в районе Феодосийского залива. Якорь крейсера с фрагментом якорцепи, расклёпанной при отходе после высадки десанта во время Керченско-Феодосийской операции, после ВОВ был поднят со дна моря и установлен 9 мая 1975 года в Феодосии на постамент на улице Горького в качестве памятника. Сейчас судно лежит на глубине 42-53 м и доступно для посещения опытными дайверами.
Амфоры, гроты и каверны
Двуякорная бухта названа так потому, что из-за сильных зимних штормов корабли были вынуждены кидать одновременно два якоря. Здесь были найдены остатки древней армянской церкви, а в 1784 году в бухте размещалась Двуякорная артиллерийская батарея. Затем вокруг дачи инженера-кораблестроителя Г.И. Бубнова тут возник дачный посёлок российской интеллигенции — Бубновка.
Двуякорная бухта находится около курортного поселка Орджоникидзе, южнее Феодосии (от которой ее отделяет хребет Тепе-Оба), между мысом Святого Ильи Пророка и полуостровом Киик-Атлама. Берега бухты возвышенные и обрывистые, ширина — около 7,5 км. С суши бухта окружена холмами Биюк-Янышар и Кучук-Янышар, тянущимися параллельно друг другу в виде подковы. Такая замкнутость создает микроклимат с почти полным отсутствием движения воздушных масс. Поэтому вода тут прогревается раньше, чем в остальных частях побережья, и остается теплой до середины осени. Однако в августе-сентябре появляется скопление медуз, а купание с ними может быть некомфортным.
Участки побережья разделены скалистыми выступами, а все пляжи Двуякорной бухты — галечные. Иногда на них можно найти образцы агата, опала, халцедона или яшмы. Сейчас они встречаются все реже и то после штормов, намывающих их со стороны Карадага. Также после шторма можно найти осколки античных амфор, что привлекает сюда множество дайверов. На дне бухты лежат несколько кораблей, в частности немецкая быстроходная баржа F-334A, затонувшая в сентябре 1942 года. В бухте относительно чистая вода (чище, чем на пляжах Феодосии) и удивительно красивый подводный рельеф – скалы, гроты и каверны.
Древний вулкан с доисторическим змеем
Кара-Даг, или Карадаг (в переводе с крымско-татарского – «Чёрная гора») — это потухший вулкан недалеко от Феодосии. Он действовал в середине юрского периода, около 150 — 160 миллионов лет тому назад. В конце 1970-х годов здесь был создан Карадагский заповедник, который включает горный массив и прилегающую акваторию Черного моря. В его состав входят скалы берегового хребта, а также Святая гора в форме купола. Особенно интересны прибрежные скалы причудливых форм, такие как Чёртов палец, Иван-Разбойник и Золотые ворота.
Скала Иван-Разбойник высотой 62 м состоит из нескольких частей. Основная образована лавой, а вторая остроконечная – это огромный валун, застрявший в одном из кратеров вулкана. В старину здесь скрывались пираты, нападавшие из этого укрытия на проходящие суда и прятавшие здесь же свои сокровища. Считается, что восхождение на эту гору дает прилив энергии и очищение от негатива.
Золотые ворота, или Шайтан-Капу (в переводе с крымско-татарского — «Чёртовы ворота») — скала в форме арки, ставшая визитной карточкой Коктебеля. Скала имеет высоту от дна до пика 15 м, а надводная часть достигает 8 м. Глубина на прилегающих участках доходит до 43 м, вода тут кристально чистая: видимость сохраняется на расстоянии до 25 м. Считается, что через эти ворота Одиссей и Геракл спускались в царство Аида. Также есть примета, что если проплыть сквозь арку, то исполнится самое заветное желание.
Здешняя флора насчитывает свыше 2400 видов растений, а фауна — 5250 видов животных, многие из которых занесены в Красную книгу. Здешние дельфины без страха показываются туристам и сопровождают экскурсионные суда. Ходит старинная легенда о чудовище, живущем в морских глубинах. Дескать, доисторический змей ест дельфинов и утягивает в море дайверов.
Многие известные люди бывали на Кара-Даге и запечатлели его в своих творческих произведениях. Так, феодосиец И.К. Айвазовский написал картину «Весна. Восход солнца в прибрежной долине, в 25 верстах от Феодосии, с видом на Кара-Даг» и сделал рисунок графитным карандашом «Коктебель, Кара-Даг, Тупрюк-Кая». Также известна картина В. Руссена «Армянская церковь на горе Карадаг недалеко от Феодосии». Михаил Пришвин в своей серии очерков о Крыме «Славны бубны» воспел первозданную и пугающую красоту Кара-Дага.
Хаотичное нагромождение чёрных скал, остатки кратеров (самый известный — Чёртов Камин), наклонные гряды застывших лавовых потоков, ущелья и провалы, каменные стены, обрывающиеся в море, суровые каменные фигуры Мёртвого Города – все это привлекает в Карадагский природный заповедник множество туристов. Здесь также сформировались пещеры, в том числе подводные. Одна из них — Гремящий грот, звуки из которого и стали основной для легенды о карадагском змее. Погружение в здешние воды не гарантирует встречи с ним, зато позволяет насладиться вулканическими рельефами невероятной красоты.
Записаться на пробное погружение, подводную экскурсию или на специализированную дайверскую программу в Феодосии можно на сайте https://divefeo.ru.