Каких рыбаков рисовал Айвазовский?
Пожалуй, самый известный уроженец Феодосии – Иван Константинович Айвазовский, он же Ованнес Геворкович Айвазян (1817-1900). Этот уроженец Крыма с армянскими корнями прославился и как великий российский художник-маринист и баталист, и как меценат, сделавший много полезного для родного города. Всем нам с детства известны его холсты с изображением моря и кораблей, но вот вспомните ли вы работы Айвазовского, посвященные рыбакам? Их не так много, но они есть!
Официально кисти художника принадлежит более 6 000 работ (он писал примерно по 92 картины в год в течение 65 лет). Однако обнаружить картины с изображением рыбаков в творческом наследии Айвазовского не так просто. Возможно, они являются героями самой известной картины легендарного автора – «Девятый вал». По поверьям рыбаков и моряков, девятый вал – самая сильная и грозная волна во время шторма. Это словосочетание вошло в русский язык как синоним опасности и стихии.
Художник написал это полотно в Феодосии по памяти (именно так он создал большинство своих творений – не с натуры, а по воспоминаниям). Осенью 1844 года корабль, на котором находился 27-летний Иван Айвазовский во время путешествия по Европе, попал в сильный шторм в Бискайском заливе. Парижские газеты даже написали о гибели феодосийца: на самом деле, он выжил, но был настолько впечатлен увиденным, что создал данную картину. И не зря: посетители тогдашних выставок выстраивались в длинные очереди, чтобы увидеть «Девятый вал» (некоторые – по несколько раз).
Картина «Рыбаки на берегу моря», написанная спустя два года и изображающая морскую стихию во время штиля, не вызвала подобного ажиотажа. Зато она наверняка изображает именно рыбаков. Сейчас это полотно хранится в Национальной галерее Армении в Ереване, которая по количеству работ именитого автора может соперничать с Феодосийской картинной галереей имени И.К. Айвазовского.
Достаточно известна среди любителей живописи более ранняя работа — «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива». Рыбаков встречает жена одного из них: она пришла на берег моря не одна, а с двумя детьми. Ребенок постарше смело идет навстречу рыбакам, раскинув в приветствии руки, а его мать подняла вверх малыша, чтобы его отец увидел свое дитя после долгой рыбной ловли. Других встречающих на картине нет, из чего можно сделать вывод, что больше их никто в заливе не ждет. Это несколько снижает на первый взгляд радостный настрой картины.
Еще одна ранняя работа, созданная Айвазовским по впечатлениям от его поездки в Европу, — «Неаполь. Поэт среди рыбаков». Некоторые исследователи творчества художника полагают, что на таких полотнах он изображал себя самого. Ведь действительно феодосийский автор в большинстве своих произведений воспевал морскую стихию и людей, чьи профессия и жизнь были связаны с морем. Сам автор так писал про свое творчество: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моею кистью».
И наконец, самая интересная и загадочная история. В 2001 году научный сотрудник отдела Истории западноевропейского искусства петербургского Эрмитажа С.А. Строганов приобрел в одной антикварной лавке в Европе картину, приписываемую неизвестному французскому художнику середины XIX века. В Санкт-Петербурге она была передана реставратору В.Ю. Бровкину, который на первом же этапе расчистки холста от поздних наслоений обнаружил в правом нижнем углу подпись «Айвазовский». Ученому сразу стало очевидно, что она была оставлена не самим автором, однако после исследования картины специалистами Государственного Русского музея и Эрмитажа в 2001-2003 годах в работе был найден целых ряд характеристик, присущих творчеству именно И.К. Айвазовского. Правда, некоторые ученые выявили и черты, не свойственные этому автору. На данный момент, произведение находится в коллекции Центрального военно-морского музея в Петербурге, а С.А. Строганов опубликовал подробное исследование этого холста – «Иван Айвазовский. «Рыбаки во Франции. Вечер». Новые данные о подготовительном рисунке».
Исследователь приводит в книге такие интересные факты. На картине изображено очень популярное среди туристов место — крепость Мон-Сен-Мишель на границе Бретани и Нормандии. Она известна самыми сильными в Европе и вторыми в мире по амплитуде приливами, высота которых достигает 14 метров. Айвазовский, побывав в этом месте, заинтересовался использованием данного природного явления при ловле рыбы. Рыбаки ставят сети практически «посуху», в прилив рыба попадает в сети, а во время следующего отлива рыбаки собирают сети с уловом.
По мнению С.А. Строганова, Иван Айвазовский, как обычно, изобразил крепость Мон-Сен-Мишель по воспоминаниям, скомбинировав ее образ с также воспроизведенными по памяти элементами побережья Крыма. При этом принадлежность к Франции маркирована автором трижды: французскими флагами на корме лодки, фрегата и парохода. В любом случае, точное определение авторства картины — скорее всего дело будущего. Причем это важно не только для исследования наследия Айвазовского, но и для стоимости работы. Ведь один холст феодосийского художника имеет рыночную стоимость 1-5 миллионов долларов!