Крым, г. Феодосия, пр. Айвазовского, 45, корп. 7
Дворец культуры и творчества «Чайка»

Каких рыбаков рисовал Айвазовский?

Пожалуй, самый известный уроженец Феодосии – Иван Константинович Айвазовский, он же Ованнес Геворкович Айвазян (1817-1900). Этот уроженец Крыма с армянскими корнями прославился и как великий российский художник-маринист и баталист, и как меценат, сделавший много полезного для родного города. Всем нам с детства известны его холсты с изображением моря и кораблей, но вот вспомните ли вы работы Айвазовского, посвященные рыбакам? Их не так много, но они есть!

Официально кисти художника принадлежит более 6 000 работ (он писал примерно по 92 картины в год в течение 65 лет). Однако обнаружить картины с изображением рыбаков в творческом наследии Айвазовского не так просто. Возможно, они являются героями самой известной картины легендарного автора – «Девятый вал». По поверьям рыбаков и моряков, девятый вал – самая сильная и грозная волна во время шторма. Это словосочетание вошло в русский язык как синоним опасности и стихии.

«Девятый вал», 1850, Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург).

«Девятый вал», 1850, Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург). Самая известная картина Ивана Айвазовского, которую по популярности уподобляют холсту «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

Художник написал это полотно в Феодосии по памяти (именно так он создал большинство своих творений – не с натуры, а по воспоминаниям). Осенью 1844 года корабль, на котором находился 27-летний Иван Айвазовский во время путешествия по Европе, попал в сильный шторм в Бискайском заливе. Парижские газеты даже написали о гибели феодосийца: на самом деле, он выжил, но был настолько впечатлен увиденным, что создал данную картину. И не зря: посетители тогдашних выставок выстраивались в длинные очереди, чтобы увидеть «Девятый вал» (некоторые – по несколько раз).

«Рыбаки на берегу моря», 1852, Национальная картинная галерея Армении (г. Ереван).

«Рыбаки на берегу моря», 1852, Национальная картинная галерея Армении (г. Ереван).

Картина «Рыбаки на берегу моря», написанная спустя два года и изображающая морскую стихию во время штиля, не вызвала подобного ажиотажа. Зато она наверняка изображает именно рыбаков. Сейчас это полотно хранится в Национальной галерее Армении в Ереване, которая по количеству работ именитого автора может соперничать с Феодосийской картинной галереей имени И.К. Айвазовского.

«Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива», 1842, Государственная Третьяковская галерея (г. Москва).

«Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива», 1842, Государственная Третьяковская галерея (г. Москва).

Достаточно известна среди любителей живописи более ранняя работа — «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива». Рыбаков встречает жена одного из них: она пришла на берег моря не одна, а с двумя детьми. Ребенок постарше смело идет навстречу рыбакам, раскинув в приветствии руки, а его мать подняла вверх малыша, чтобы его отец увидел свое дитя после долгой рыбной ловли. Других встречающих на картине нет, из чего можно сделать вывод, что больше их никто в заливе не ждет. Это несколько снижает на первый взгляд радостный настрой картины.

«Неаполь. Поэт среди рыбаков», 1845, картина продана в частное собрание на аукционе Koller (г. Цюрих).

«Неаполь. Поэт среди рыбаков», 1845, картина продана в частное собрание на аукционе Koller (г. Цюрих).

Еще одна ранняя работа, созданная Айвазовским по впечатлениям от его поездки в Европу, — «Неаполь. Поэт среди рыбаков». Некоторые исследователи творчества художника полагают, что на таких полотнах он изображал себя самого. Ведь действительно феодосийский автор в большинстве своих произведений воспевал морскую стихию и людей, чьи профессия и жизнь были связаны с морем. Сам автор так писал про свое творчество: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моею кистью».

Обложка книги С.А. Строганова с изображением картины «Рыбаки во Франции. Вечер», до 1858, Центральный военно-морской музей (г. Санкт-Петербург).

Обложка книги С.А. Строганова с изображением картины «Рыбаки во Франции. Вечер», до 1858, Центральный военно-морской музей (г. Санкт-Петербург).

И наконец, самая интересная и загадочная история. В 2001 году научный сотрудник отдела Истории западноевропейского искусства петербургского Эрмитажа С.А. Строганов приобрел в одной антикварной лавке в Европе картину, приписываемую неизвестному французскому художнику середины XIX века. В Санкт-Петербурге она была передана реставратору В.Ю. Бровкину, который на первом же этапе расчистки холста от поздних наслоений обнаружил в правом нижнем углу подпись «Айвазовский». Ученому сразу стало очевидно, что она была оставлена не самим автором, однако после исследования картины специалистами Государственного Русского музея и Эрмитажа в 2001-2003 годах в работе был найден целых ряд характеристик, присущих творчеству именно И.К. Айвазовского. Правда, некоторые ученые выявили и черты, не свойственные этому автору. На данный момент, произведение находится в коллекции Центрального военно-морского музея в Петербурге, а С.А. Строганов опубликовал подробное исследование этого холста – «Иван Айвазовский. «Рыбаки во Франции. Вечер». Новые данные о подготовительном рисунке».

Фото разворота книги С.А. Строганова с репродукцией центральной части картины «Рыбаки во Франции. Вечер», предположительно приписываемой И.К. Айвазовскому.

Фото разворота книги С.А. Строганова с репродукцией центральной части картины «Рыбаки во Франции. Вечер», предположительно приписываемой И.К. Айвазовскому.

Исследователь приводит в книге такие интересные факты. На картине изображено очень популярное среди туристов место — крепость Мон-Сен-Мишель на границе Бретани и Нормандии. Она известна самыми сильными в Европе и вторыми в мире по амплитуде приливами, высота которых достигает 14 метров. Айвазовский, побывав в этом месте, заинтересовался использованием данного природного явления при ловле рыбы. Рыбаки ставят сети практически «посуху», в прилив рыба попадает в сети, а во время следующего отлива рыбаки собирают сети с уловом.

По мнению С.А. Строганова, Иван Айвазовский, как обычно, изобразил крепость Мон-Сен-Мишель по воспоминаниям, скомбинировав ее образ с также воспроизведенными по памяти элементами побережья Крыма. При этом принадлежность к Франции маркирована автором трижды: французскими флагами на корме лодки, фрегата и парохода. В любом случае, точное определение авторства картины — скорее всего дело будущего. Причем это важно не только для исследования наследия Айвазовского, но и для стоимости работы. Ведь один холст феодосийского художника имеет рыночную стоимость 1-5 миллионов долларов!