«Рыба маслом»: образы обитателей воды в искусстве
Образ рыбы довольно часто встречается в изобразительном искусстве. Их почитают как символ зарождения, ведь все живое вышло из воды. Рыбные блюда преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод. Символы рыбы известен как в Древнем Египте, так и в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской культурах, искусстве восточных славян. В Древнем Китае изображение рыбы представляло собой эмблему изобилия и богатства (по-китайски слова «рыба» и «обилие» звучат и пишутся одинаково). В буддийском искусстве рыба, благодаря скорости и свободе передвижения, символизирует «свободу от всех ограничений». Поэтому изображение рыбы — одно из «семи проявлений» Будды. В книжных миниатюрах и надгробных рельефах ХII — XIV вв. встречаются изображения птицы и рыбы. Они символизируют «верхнюю и нижнюю бездны». В индуистских легендах упоминается Макара — сказочное существо, сочетающее черты большой рыбы, крокодила и слона.
Специалисты нашего Музея Рыбы и Рыболовства подготовили небольшую статью о произведениях искусства, в которых образ рыбы представлен необычным образом.
Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают маленьких», 1565 год.
Это гравюра хоть и была создана 500 лет назад и иллюстрирует старинную голландскую поговорку, своей актуальности не утратила и в наши дни. Здесь изображена огромная рыба с распоротым брюхом и раскрытой пастью, откуда вываливаются мелкие рыбёшки. Те в свою очередь держат рыб поменьше, а в воздухе над водой летит странная рыба с открытым ртом, надеясь кого-то поймать. На холме можно видеть сюрреалистичное существо в виде рыбы с человеческими ногами, которое тащит в пасти свою добычу. Так аллегорично Брейгель изображает мир людей, где могущественные угнетают слабых и работает принцип «съесть самому, чтобы не быть съеденным».
Джузеппе Арчимбольдо «Вода» и «Адмирал», 1560-е годы.
Это две картины аллегории, написанные в стиле маньеризма. Их создал знаменитый итальянский живописец, автор множества портретов-натюрмортов Джузеппе Арчимбольдо. Голова и тело персонажей картин полностью прорисованы в холодной, серо–жемчужной гамме. Стихию воды олицетворяют морские гады, сложившиеся в женский портрет. Здесь представлено более шестидесяти видов рыб и водных тварей, в большинстве средиземноморского происхождения. Образ адмирала (кстати, слово происходит от арабского «повелитель моря»), высшего чина военно-морского флота, также составляет многочисленная морская живность.
Питер Клас «Завтрак» (или «Натюрморт с рыбой»), 1646 год.
В эпоху позднего Возрождения символ рыбы стал утрачивать свое сакральное значение и постепенно перешел в утилитарную плоскость: ловим, едим, получаем удовольствие. В эпоху Реформации голландским художникам запретили писать картины на религиозные темы, что подвигло их создавать обычные, на первый взгляд, натюрморты. Однако, внимательно рассмотривая полотна, мы находим скрытый сакральных смысл. Здесь мы видим хлеб, бокал вина, рыбу (символы Христа), нож (символ жертвы), лимон (символ неутоленной жажды), орехи в скорлупе (душа, скованная грехом), яблоко (грехопадение).
Джорджо де Кирико «Священные рыбы», 1919 год.
Автор картины Джорджо де Кирико был основоположником метафизической школы живописи. В своей работе он создал одно из ярких упоминаний образа рыбы, апеллирующее к классической традиции. Сюжет полон таинственности и многозначности. Центральный образ отсылает зрителя к библейской притче о чуде, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами и двумя рыбами.
Анри Матисс «Красные рыбки», 1911
Всё в этой картине не так – нереалистичная цветопередача, абсолютное пренебрежение пропорциями и проекцией. Удивительно, но эта нелогичность совсем не искажает полотно, наоборот, вся композиция отличается стройностью и чрезвычайной гармоничностью. Использование ярких чистых цветов, отказ от полутонов и светотеней создаёт иллюзию чистого взора. Так непосредственно и радостно на мир может смотреть только ребёнок. Картина призвана не повествовать, а лишь вызывать неподдельные светлые эмоции.
Николай Рерих «Заклятие. Терафим», 1940
На картине изображен шаман, обращающийся в своем обряде к силам воды, огня, земли и воздуха. Ярким огнем он освещает тьму озера, из которого на него смотрят молчаливые рыбы. Это состоянии хоть и кажется идиллическим, таит в себе таит зловещий смысл: человек, как носитель божественного Духа попадает под чары природных стихий и становится «язычником» в самом дурном смысле слова.