Самая необычная икона, которую вы видели в своей жизни
Одним из интереснейших экспонатов в феодосийском Музее Рыбы и Рыболовства является реплика чумацкой иконы, выполненная на сушеной камбале. Вполне возможно, что вы о таких даже и не слышали. Это вполне объяснимо: их осталось совсем немного. Рассказываем, чем интересны и уникальны подобные иконы.
Символ христианства
Рыба является одним из главных символов раннего христианства. И это не случайно: рождение Христа совпадает с наступлением века Рыб, а само имя «Иисус» и слово «рыба» по написанию и звучанию были идентичны в древнегреческом языке. Первые двое учеников Иисуса были рыбаками, откуда в Библии и появилась фраза: «Сначала вы были ловцами рыбы, теперь вы станете ловцами душ человеческих». Рыба также нередко упоминается в связи с трапезами, описанными в Евангелии, например, в случае с насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами.
В раннехристианский период изображение Христа было недопустимым по причине гонений, поэтому стал использоваться акроним с изображением рыбы. Самого Иисуса символизирует дельфин, выступающий проводником через хаос и гибельные пучины. Символом христианской Троицы в свою очередь выступала рыба о трех головах.
«Чумачечая» камбала
В нашем Музее представлена реплика одной из двух уникальных икон, которые выполнены на сушеной камбале и ныне хранятся в Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Такие образы брали с собой в дорогу в качестве оберегов чумаки — перевозчики и торговцы солью и рыбой на территории современной Украины и Юга России.
Еще в 1906 году в Этнографический отдел Русского музея в Санкт-Петербурге поступили две иконы, написанные на сушеной камбале. Их обнаружил в селе Демки Золотоношского уезда Полтавской губернии археолог Иван Зарецкий. Иконы были написаны в XIX веке масляными красками с двух сторон каждой рыбины. На обеих – образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Ученые считают, что рыба как бы усиливала святость написанной на ней иконы.
Обычно такие образы чумаки жертвовали храмам вместе с солью, имевшей большую ценность, — в благодарность за покровительство святых. Ведь многие чумаки погибали из-за атак на обозы с грузами гайдамаков и крымских татар или заражались чумой и умирали. Народная этимология даже возводила к названию этой болезни наименование самих чумаков. Однако скорей всего оно происходит от турецкого čоmak (булава) или čumakdar (тот, кто носит булаву). Ведь, как и казаки, чумаки всегда имели при себе оружие.
«Дальнобойщики» древности
На самом деле, ремесло чумаков носило мирный характер. Они отправлялись за рыбой и солью в низовья Дона и в Крым, к Черному и Азовскому морям, а потом развозили товар по ярмаркам. Чумацкий промысел возник еще в XV-XVI веках и был распространен почти по всей территории Украины. В 1840-е годы из Крыма только соли ежегодно вывозили по 130 тысяч тонн на 120 тысячах возах, которые сопровождали 30 тысяч чумаков. Во время Крымской войны (1853-1856 годы) они привозили на полуостров грузы для российской армии.
Типичный чумак владел несколькими возами (от 5 до 40), которые он сам же и собирал и в которые запрягались два или четыре вола. Он характеризовался как человек молчаливый, самоуверенный и исполненный собственного достоинства. Фактически чумаки были «дальнобойщиками» своей эпохи. Обычно они собиралась в артель-валку из 40 возов (были караваны и по 100-150 возов), которую возглавлял избранный всеобщим голосованием атаман. В дороге между участниками артели устанавливались товарищеские отношения, как в казацком походе. На досуге чумакам было запрещено играть в карты, чтобы не было соблазна проиграть чумачку, как называли походное имущество: волов, возы, оружие.
За день валка преодолевала около 30 километров. Например, путь из Харьковщины в Крым и назад занимал 9 недель, в Одессу — 13 недель, из Киевщины в Крым и обратно — 7 недель. В ночное время чумаки ориентировались по звездам: Млечный путь они называли Чумацкий шлях, Большую Медведицу — Чумацкий воз.
Чумацкий промысел сошел на нет только с развитием в конце XIX века железных дорог, многие из которых были проложены по пути старых чумацких шляхов. Однако изображения украинских «дальнобойщиков» дошли до нас на полотнах таких именитых художников, как Архип Куинджи, Иван Айвазовский, Алексей Саврасов и др.
Возрождение традиций
На территории современной Украины неизвестны сохранившиеся до наших дней чумацкие иконы на сушеной камбале. Да и дела с ценной промысловой рыбой в Чёрном море сейчас обстоят не очень. Хотя в его акватории добывают около 50 различных видов рыб, 90% улова приходится всего на четыре вида: это хамса, килька, бычок и тюлька.
Тем не менее, летом 2018 года во время отдыха на Азовском море заведующий сектором «Каменская Сечь» запорожского Национального заповедника «Хортица» Андрей Лопушинский сумел купить свежевыловленную камбалу. Он высушил ее, а затем отдал херсонской художнице Оксане Оснач для выполнения копии чумацкой иконы по образцу подлинников из Этнографического музея в Санкт-Петербурге. Впоследствии нашлось много желающих приобрести подобный необычный сувенир. Правда, от иконы слишком пахнет рыбой, поэтому в будущем такие поделки будут скорее всего выполнять на гипсовых муляжах.
Копия чумацкой иконы в нашем Музее, как и многие другие предметы в экспозиции, происходит из коллекции феодосийца Михаила Куманцова (насчитывает около 5000 предметов). Он профессиональный ихтиолог, с 1991 года собирает муляжи рыб, монеты, карты, предметы «рыбной» истории Феодосии, гжелевые фигурки рыбаков, подборки рыболовных снастей и пр. Надеемся, что наш Музей будет способствовать возрождению интереса к старинным промыслам, таким как рыболовецкий и чумацкий.
А не так давно крымский поэт Николай Ледаков, впечатлившись одной из картин Ивана Айвазовского с изображением чумаков, даже посвятил им одно из своих стихотворений:
Навстречу алому закату,
Под сенью дивных облаков,
Снимая для ночлега хату,
Идут обозы чумаков.
Везут торговцы соль из Крыма
И рыбу с южных берегов,
Вернуться им необходимо
К началу зимних холодов…